9 января 2012 г.

«Народный бюджет» от плагиатора Матвийчука

Ну что, на Измаильщине завершилась эпопея под названием «Народный бюджет». Начиналась она в октябре 2011 года с синих палаток Партии регионов на улицах и массового распространения газет и листовок. Через некоторое время по городу и в селах района пронеслась череда сходов граждан с участием представителей нынешней власти, и вот, наконец, в местных СМИ всенародно объявлено о достигнутых результатах при небывалой активности людей. Некоторые спросят – что это такое? Попробуем выяснить.
Собственно свое мнение по этой теме я уже высказывал в публикациях под заголовками «Легенда о Народном бюджете» и  «Круковый» туз в региональной колоде». В первой из них рассматривался этап информационной раскрутки данного проекта. Абсурдность этой инициативы стала видна еще, когда Народный бюджет был в виде набора печатной продукции, раздаваемом прохожим и рассовываемом по почтовым ящикам. Как ни старались авторы текстов и лозунгов, натянутость присутствовала. Им хотелось, чтобы выглядело масштабно, а получилось примитивно. Участь у всех этих газет, флайеров, «писем другу» была одна – в макулатуру. Хотя не исключено, что какие ни будь бабушки, до сих пор молящиеся на Януковича, сохранили бумаги как послание от Партии регионов для перечитывания долгими зимними вечерами.
Второй этап реализации Народного бюджета выглядел как анкетирование граждан, якобы для обозначения самых насущных проблем, которые требуют первоочередного финансирования. Данный период покрыт мраком. Известно, что в некоторой степени тут был задействован административный ресурс. В бюджетные учреждения города спустили анкеты, и через время появились первые правильные ответы на очень привлекательные вопросы. О проведении среди населения опроса слышать от людей не приходилось. Поэтому и вызывают сомнения оглашаемые результаты.
Оказывается, депутаты городского совета успешно опросили каждый на своем мажоритарном округе по тысяче и более человек. Но имея определенный опыт проведения соцопросов, скажу, что нескольким волонтерам даже сотню анкет с минимумом простейших вопросов собрать не так легко. А тут показан такой размах! Думаю, что для видимости какая-то работа проводилась, но основная часть анкет если и оформлялась, то на одной «кухне». Кстати, это подтверждают и итоги анкетирования. По большинству вопросов процент зашкаливает за 90. Поразительное единодушие граждан! Причем одинаково «правильно» думают, «поддерживают» инициативу, «надеются» на ее успех не только измаильчане, но и жители сел района.

Был я очевидцем и проведения, так называемого схода граждан. Происходило это   в духе партсобрания начала 80-х прошлого века. Музыка, партийные флаги, «красная дорожка» не в счет. Этот антураж политики местного пошиба полюбляют. Берут пример с лидера. В сборище, которое в моем случае проходило в актовом зале школы, из народа участвовали в основном работники образования, сами депутаты со своими ближайшими соратниками и для массовки родители школьников (после настоятельной просьбы учителей). Президиум из первых лиц города, депутатов областного и столичного уровня, оглашение итогов анкетирования, разглагольствование о том, как в следующем году все усилия будут направлены на реализацию наказов людей, дежурные вопросы, абстрактные ответы, единогласная поддержка зала, фото на память. Вот стандартная схема мероприятий по принятию Народного бюджета. Итоговое собрание, якобы делегатов состоялось в ДК им. Т. Г. Шевченко. В зале только свои – проверенные, как говорится, «кто не только в теме, но – и в доле». Голосование и… всё, перечень объектов (больших и очень нужных), которые для городской, районной и областной власти станут главными в 2012 году, определен. Деньги (очень большие) будут выделены. Контроль (очень строгий) за их расходованием будет организован. Народ, жди процветания!
А теперь – некоторые выводы. Как везде подчеркивается, инициатива Народного бюджета, родилась в недрах Одесской организации Партии регионов. Их официальная пропаганда авторство приписывает председателю облгосадминистрации Эдуарду Матвийчуку. С точки зрения тактических действий такая инициатива местных регионалов очень уместна. На фоне провалов в экономической и социальной политике оставаться на слуху в позитивном контексте очень сложно. Поэтому, если с точки зрения народа говорить хорошо о власти повода нет, то этот повод надо было создать. Вот его и организовали. За бюджетные деньги – газеты, мероприятия, поездки, публикации, телерепортажи. В общем, два месяца людям пускали пыль в глаза. На тех, кого иначе как электоратом не назовешь, наверное, подействовало. Они в очередной раз убедились, что Янукович «почує кожного» 
Есть еще одна немаловажная причина резкой активности местных регионалов. Не так давно был период, когда наш губернатор попал в немилость Януковича, что грозило ему смещением с должности. Надо было рвануть на «немецкие кресты». Похоже, что эксперимент удался. Президент оценил и порекомендовал распространить передовой опыт одесских партийцев по всей Украине. Ведь на носу выборы. Лучшего способа пропиариться не придумать.
Тут можно было бы и точку поставить. Но есть один очень интересный момент. В попытках найти хоть как-то оформленные итоги принятых в Измаиле решений, я воспользовался интернетом. Результат превзошел мои ожидания. Он оказался куда интереснее самого перечня будущих глобальных проектов. По ключевым словам «народный бюджет» одна из основных поисковых систем выдала большой перечень веб-сайтов с российскими доменами (адресами), ознакомление с которыми дает понять, что выше названное понятие – изобретение не новое, не местное, и имеет статус достаточно эффективной политтехнологи. Все мои выводы подтверждались в красках и в примерах.
Позволю себе процитировать информацию из первого же сайта по выданному мне всемирной сетью списку. Адрес странички: http://www.vertical.su/portfolio/projects-budget.

Постановка проблемы:
Практика выборов в различные органы власти последнего времени показывает, что интерес избирателей к электоральным процедурам (а вместе с ним и явка вне зависимости от уровня выборов) постоянно снижаются. Вместе с тем, как показывают исследования, в повышении явки заинтересована, в первую очередь, «Единая Россия». Значительная доля лоялистски настроенных избирателей, симпатизирующих власти и «партии власти», не участвуют в выборах по причине отсутствия явных угроз, интриги кампании и отсутствия понимания связи результатов выборов с изменениями в собственной реальной жизни. Стандартные («штатные») методы агитационной работы не в состоянии активизировать это «болото» и привлечь его к участию в голосовании.
Для повышения социальной активности населения, для создания у избирателей уверенности в значимости электоральных процедур и заинтересованности в участии в них – необходима реализация специальных технологий, ориентированных, прежде всего, на работу с «болотом».
Цели проекта:
Основной целью проекта «Народный бюджет» является повышение явки на выборы в Госдуму РФ за счет привлечения традиционно электорально пассивных групп населения. Основным следствием этого станет существенное увеличение числа голосов, отданных за ЕР.
Способ реализации:
Для выполнения поставленной задачи предлагается реализовать проект «Народный бюджет» - одну из модификаций технологии «Совмещенное голосование», специально разработанной как метод повышения явки избирателей сотрудниками Агентства «Вертикаль» в 2005 году в ходе референдума в Красноярском крае.
Общее описание технологии:
Для повышения явки избирателей проводится голосование по вопросам, имеющим в глазах избирателей большую значимость и интерес, нежели собственно выборы. Тематика этих «голосований» может быть общей для региона, или может варьироваться в зависимости от местной специфики и ожиданий тех или иных целевых групп.
Голосование за «Народный бюджет» - выбор избирателями нескольких приоритетных задач (объектов, направлений), финансирование которых должно осуществляться в первую очередь. Возможен вариант с максимальной «детализацией»: на регион (территорию) выделяется NNN млн.
Реализация технологии в варианте «Народный бюджет» реализуется в несколько этапов:
Результаты:
Описанная технология с успехом использовалась для повышения явки на референдумах в Красноярском крае и в Иркутской области. Согласно экспертным оценкам использование совмещенного голосования за Народный бюджет повысило явку электората на избирательные участки  на 7-10%.

В общем, украл Матвийчук идею, и выдал ее как свою. И еще добавлю: Очень бросилось в глаза слово «болото»(!). Политики и политтехнологи в России свой народ считают болотом. В том, что наши регионалы, говоря о людях, используют такие же циничные категории, я никогда не сомневался.
Так вот, болотом я никогда не был, и вам – не советую. 
      

Комментариев нет:

Отправить комментарий