9 января 2012 г.

Местная власть: Первый год созыва №6

В конце ноября прошлого года депутатский корпус Измаильского городского совета по случаю первой годовщины своей деятельности принял участие в символической акции. Как было представлено в местной прессе, депутаты дружно с энтузиазмом занялись посадкой аллеи из платанов вдоль магистральной дороги на въезде в город со стороны Одессы. Судя по настроению собравшихся на акцию, такое участие в озеленении было не главной целью, а не всего лишь демонстративной составляющей перед организованным на природе празднованием вышеназванного события.
О том, что депутаты сработались и давно уже на сессиях при принятии решений голосуют в унисон, мы говорили в предыдущем номере газеты. Сегодня попробуем проанализировать другие – содержательные особенности работы Измаильского городского совета шестого созыва, оценить результативность и эффективность деятельности мэра и его заместителей к исходу первого года каденции. Взгляд предлагаю акцентировать на нескольких основных аспектах:
Политический
Какая политическая сила доминирует в городском совете – понятно. У Партии регионов 32 депутата. Вторая по численности фракция (10 мандатов) у местной организации партии «Сильная Украина». В контексте задекларированного ее слияния с регионалами общий знаменатель в вопросах, где могут быть разногласия, находится очень быстро. У остальных политических сил (ВО «Батьківщина», «Фронт змін», КПУ, партия «Руссо-украинский союз») по два представителя в составе городского совета.
Такое соотношение сил при имеющейся в Партии регионов дисциплине дает возможность ее местным лидерам влиять на принятие любых решений. Причем некоторые депутаты самой большой фракции вряд ли утруждают себя изучением материалов, выносимых на рассмотрение в комиссиях, а затем и на сессии. Нет смысла, ведь придет время нажать на кнопку – будет сделано так, как скажут.
Позиционный
Видимой оппозиции большинству в Измаильском городском совете нет. Представители Сильной Украины, даже если и имеют альтернативное мнение, не выносят спорные моменты на обсуждение. Поэтому с первых дней работы идет выработка «консолидированных» решений. Самые важные из них, скорее всего, принимаются ограниченным кругом и уже не вызывают вопросов у других.
Публичная составляющая деятельности нашего органа местного самоуправления практически отсутствует. На пленарных заседаниях почти все проекты решений ставятся на голосование без обсуждения, практически без вопросов к докладчику, не редко и без самого доклада. Бывает, что на уровне некоторых профильных комиссий отдельные проекты решения вырабатываются в спорах при определенном анализе проблем. Фактически только на этом уровне у представителей не провластных политических сил есть возможность включиться в обсуждение определенных вопросов. Но, сами понимаете, имеющееся количество депутатов не позволяет адекватно противостоять засилью регионалов.  
Представительский
Желаемого с точки зрения избирателей разделения власти и бизнеса в Измаиле не произошло. Большая часть депутатского корпуса представляет руководство негосударственных предприятий и различные предпринимательские структуры. Такое положение способствует лоббированию наиболее проворотливыми своих интересов, которые могут идти вразрез с интересами громады.
Однозначно можно сказать, что мажоритарный принцип формирования половины городского совета пользы самим избирателям почти не принесет. Только единицы из них знают – кто представляет их округ в горсовете. В местной прессе был опубликован график осуществления депутатами Измаильского горсовета приема граждан по личным вопросам. Но жители города далеко не всегда находят в указанном месте и времени некоторых депутатов. 
Закон, регламентировавший минувшие выборы в местные советы, значительно снизил планку ответственности для депутатов. Он позволил кандидатам в депутаты не иметь предвыборных программ. Таким образом, у людей отобрали право потребовать у избранников полноценного отчета о проделанной работе, основываясь на зафиксированных на бумаге, обещаниях. Многие депутаты-мажоритарщики без зазрения совести воспользовались этим. Не было программы – нет теперь и ответственности.
Организационный
В деле формирования исполнительных органов новая власть по сравнению со своими предшественниками существенных изменений не сделала. С персональным составом исполкома ситуация повторяется. Из тринадцати его членов только пятеро являются должностными лицами, которым п. 3 ст. 51 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» прямо предписывает входить в состав этого органа городского совета. Остальные – восемь человек относятся к абстрактной категории «інші особи». Эти личности, каждый в своем деле специалист, но, участвуя в принятии важных решений, они не несут ответственности исходя из служебного положения, их громада не уполномочивала дублировать представительские функции городского совета. Зато, руководители управлений и отделов, которые, исходя из профессиональной принадлежности, обязаны быть в составе исполкома, лишены права участвовать в принятии решений, выступая на его заседаниях лишь в качестве ответственных за результат.
Кадровый
Данный аспект деятельности наиболее всего подвергается критике. За прошедший год в Измаиле установилась порочная практика создания условий, при которых руководители среднего звена по делу и не совсем вынуждены оставлять свои должности, а на освободившиеся места продвигаются свои люди. Зачастую кандидатуры на замещение чем-то неугодных лиц не имеют достаточного опыта работы, а то и соответствующей профессиональной принадлежности. Но это в нашем городе не беда. Уже выработан сомнительный по легитимности механизм, когда на некоторые должности в обход конкурсных процедур назначаются приближенные после одно или двухмесячного пребывания в качестве советника мэра.
Так поменялись начальники отделов культуры и здравоохранения, директора Измаильского архива, городского дома культуры им. Т. Г. Шевченко, и Детской школы искусств, руководители роддома и инспекции по благоустройству. В данном случае речь не идет о том, насколько обоснованы были кадровые изменения или оправданы ожидания. Неприятие вызывают методы воздействия на тех, кого вынудили уйти, и безаппеляционность новых назначений.    
Экономический
Если говорить об экономическом аспекте деятельности городской власти, то он подвержен анализу в наименьшей степени. Чуда ей совершить на местном уровне не удалось. Красивые слова и привлекательные лозунги для избирателей остались в прошлом. Они сделали свое дело, и теперь многие из них будут забыты, потому, что изначально были невыполнимыми. Ситуация такова, что в ближайшее время свободных финансовых ресурсов для реализации хотя бы половины обещанного измаильчанам не найдется.
Все первые лица города, а также 42 депутата из 50 представляют две политические силы, лидеры которых – Николай Азаров и Сергей Тигипко, отвечают за экономическую политику государства. Так называемые  реформы, осуществляемые под их руководством, переформатировали налоговую систему и принципы взаимодействия органов власти разного уровня таким образом, что теперь наполняемость местных бюджетов, и в частности – города с таким статусом и возможностями как Измаил, остается под большим вопросом.
Любая попытка сделать что-то для громады существенное и позитивное, требующее финансовых вложений, будет сопровождаться многочисленными обращениями в высокие инстанции с умолительными просьбами, частыми поездками на прием к чиновникам областного и столичного уровня. Определенные результаты такой тактики есть. В город привлечены средства на капитальный ремонт дорог и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры. Правда такому везению есть объяснение. Родственные, партийные и корпоративные связи между некоторыми первыми должностными лицами Измаила и Одессы сыграли решающее значение. Другой вопрос – сколько денег при этом не дошло до нас, осев в тех или иных карманах?
Коммунальный
В сфере городского коммунального хозяйства за первый год деятельности новой власти есть и позитивные, и негативные изменения. Во-первых, городской голова, проявляя требовательность, сумел добиться более высокого уровня ответственности сотрудников коммунальных предприятий Измаила, занимающихся наведением порядка во дворах, на улицах и в парках. Есть видимые улучшения по сравнению с прошлым годом в вопросах вывоза твердых бытовых отходов, благоустройства, озеленения, что не может не радовать.
После проверок финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий обеспечивающих население водой, теплом и услугами по содержанию многоэтажных домов в их штаты введена новая должность заместителя директора по экономике. Это свидетельствует о стремлении контролировать ситуацию, добиться того, чтобы коммунальные предприятия стали самодостаточными, а не поглощали бюджетные средства на свое содержание.
Вместе с тем, критично можно отнестись к ряду принятых исполкомом и горсоветом решений по повышению стоимости коммунальных услуг. Объективно ситуация складывается такая, что этого не избежать. Но уж очень быстро данные вопросы принимаются с подачи коммунальщиков. Настораживает, что должностные лица и депутаты «по умолчанию» принимают во внимание только их аргументы. А попыток вникнуть в составляющие тарифов, оценить их адекватность реальным услугам, как то обещалось жителям города перед выборами, не наблюдается.
В начале 2011 года сферы образования, здравоохранения и культуры Измаила коснулось ныне популярное и неоднозначное слово «оптимизация». Декларировались определенные перемены, которые, по задумке городской власти, должны были принести экономию бюджетных средств и их более эффективное использование. Но до практических шагов пока не дошло. Наверное, это дело будущего. Так что – ждем новых потрясений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий