28 марта 2012 г.

Обязательствам – внимание и критичный взгляд


В настоящее время среди людей есть немало сомневающихся в возможности повлиять на итоги выборов Верховную Раду Украины. Но мы все же продолжим всестороннее рассмотрение разных аспектов избирательного процесса, систематизируем факторы, поставим некоторые акценты и сделаем ряд предостережений. Знание важных моментов поможет каждому, не смотря на жестокий информационный прессинг, лучше сориентироваться перед днем голосования, сделать осознанный выбор, что в итоге даст возможность добиться наиболее благоприятных результатов для всех.
В прошлой публикации мы обратили внимание на необходимость оценить личностные и профессиональные качества кандидатов. При этом, не всегда публичность кандидата и узнаваемость его имени, значат, что он хороший человек, не обязательно соответствуют его уровню эффективности как руководителя. И наоборот, некоторые из тех, кто далеко не каждый день у нас на виду, имеют отличную репутацию, обладают организаторскими способностями и умением вырабатывать решения проблем.
Независимо от степени известности, наличия опыта работы или достижений в предыдущей деятельности кандидаты в народные депутаты в своей избирательной кампании будут распространять информацию о себе, стремиться представить себя в более выгодном свете перед соперниками. К основным составляющим избирательных кампаний, по которым нам приходится делать выбор, являются предвыборные программы кандидатов, опубликованные в СМИ, и обещания, которые они дают избирателям на различных встречах.

Программы
Пункт 3 статьи 55 Закона Украины «О выборах народных депутатов» обязывает каждого кандидата в народные депутаты по одномандатному (мажоритарному) избирательному округу, иметь предвыборную программу. Этот элемент относится к содержательной составляющей борьбы, и должен быть одним из основных. Предвыборная программа является своеобразным договором между кандидатом и избирателями, который подтверждает его готовность следовать в своей будущей депутатской деятельности определенным принципам, определяет круг обязательств, взятых перед теми, кто отдаст за него свой голос. Только письменно оформленные положения программы позволят определить по завершению каденции парламента, насколько эффективной была работа данного депутата и стоит ли доверять ему в следующий раз представлять интересы избирателей.  
Но, к сожалению, опыт показывает, что не каждый из кандидатов составляет предвыборную программу для того, чтобы ей затем следовать. Встречаются программы, составленные формально – «лишь бы была». Такой подход несерьезен и не достоин внимания. Некоторые принимают на себя обязательства добиться определенных целей, но бывает, не детализируют их по срокам выполнения, по источникам ресурсов и исполнителям. В программах не редко включаются таких положения, которые не исполнимы в принципе, однако очень благозвучны и привлекательны. В одних случаях ставятся нереальные задачи, в других – обещается осуществить то, что, исходя из полномочий народных депутатов, просто невозможно сделать. Это называется популизмом, и обязательно должно настораживать.
Бывает так, что предвыборные программы похожи на пламенную речь с множеством идей и нагромождением лозунгов. Как правило, в таких  декларативных текстах отсутствует четкая структура, нет взаимосвязи и логики. Эти опусы внешне очень привлекательны, но не содержат самих обязательств перед избирателями.
Поэтому наибольшую степень доверия могут вызывать программы с актуальными и реалистичными положениями. В них, кроме того должно просматриваться соответствие предыдущей деятельности кандидата, должна быть четко видна его идеологическая позиция.
Обещания
Кроме обязательств, зафиксированных на бумаге и утвержденных Центральной избирательной комиссией как официальная предвыборная программа, многие кандидаты в депутаты дают бесчисленное количество устных обещаний. Обычно это делается через СМИ, а также при встречах с избирателями. Несмотря на явную профанацию, такой прием оказывается очень действенным на самых впечатлительных. Как правило, за высказываниями не стоит аргументация, или какая либо проработка. Зачастую кандидаты говорят для того, чтобы читатель, зритель или собеседник услышал то, что хочет.
Вот именно к таким способам добиться благосклонности избирателей надо относиться максимально критично. Соответствующим должны быть и выводы по поводу поддержки кандидатов, готовых наобещать все и сразу. Ярким примером такого подхода является то, каким образом к власти пришел наш нынешний глава государства. Поэтому постарайтесь воспринимать все своеобразные заигрывания без эмоций, оцените степень откровенности и способность дающего обещания исполнить их. Все сказанное кандидатом с милой улыбкой на лице или с участливым взглядом обычно остается только в вашей памяти, но, как правило, не включается потом в пего рабочие и перспективные ланы. Гораздо большее доверие должны вызывать заявления кандидата или его ответы на вопросы избирателей, которые не удовлетворяют на первый взгляд вашим желаниям. Но именно в них обычно просматривается честная позиция, в отличие от соглашательских ответов в неприкрытом стремлении понравиться. Это говорит о серьезном подходе к принимаемым обещаниям и адекватной оценке будущих возможностей.
Люди, которые делают выбор на основе обещаний кандидатов в депутаты, должны еще понимать, что парламентская деятельность не имеет ничего общего с решением тех проблем, которые возникают на местах. Даже избираясь в Верховную Раду по мажоритарному округу, главной обязанностью депутата является занятие законотворчеством, но никак не повседневными проблемами избирателей – протекающими крышами, оказанием финансовой помощи нуждающимся, обеспечением учреждений оборудованием, содействием решением вопросов в правовой плоскости. Как бы ни было важно подобное, для этого есть чиновничий аппарат местного самоуправления и государственных администраций, депутаты местных советов, наконец. Поэтому в достойных внимания письменных и устных обязательствах кандидата акцент им должен делаться на концептуальных моментах, которых он будет придерживаться в своей деятельности. Организационная, юридическая и финансовая помощь гражданам, проживающим в пределах избирательного округа, приветствуется, но работа народного депутата не может и не должна сводиться только к этому.
Встречи
Непосредственное общение кандидатов с людьми во время предвыборной кампании является одним из наиболее действенных методов донесения своих идей. Как правило, на предварительно организованные встречи приходят либо сторонники – те, кто уже готов поддержать данного кандидата, либо те, кто еще не определился со своим выбором. Взглянем на ситуацию глазами вторых, кому претендент на депутатский мандат еще интересен.
Здесь важным должен быть такой фактор, как форма проведения встречи. Согласитесь, для нашего восприятия есть разница между тем, когда кандидат «собирает» целую площадь народа и тем, когда встреча с людьми происходит, например, в небольшом зале. Тот, кто организовывает массовое мероприятие, преследует (и вполне достигает) две цели. В первом случае в сознание присутствующих вбивается стереотип о масштабности данной личности и ее всеобщей поддержке. Кроме того, в варианте выступления с высокой трибуны или большой сцены для кандидата практически исключается элемент неожиданности в виде неудобного вопроса, нет особой необходимости говорить доступным людям языком. Встречи в более тесной обстановке хоть и не вызывают эйфории у ее участников, но располагают к предметному общению, что, по определению должно дать избирателям больше достоверной информации о кандидате.
Если вам посчастливится побывать на таких встречах, делайте поправку на организационные моменты. Потому, что одни кандидаты в очередной раз будут нести в массы пламенные призывы, изъясняться общими словами, не скупиться на пустые обещания, а другие – будут стремиться донести свои идеи, захотят понять ваши проблемы, и не станут преувеличивать свои возможности. Очевидно, что именно вторые не просто желают занять депутатское кресло и получить полномочия, а действительно готовы работать ради благополучия страны и ее народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий