19 февраля 2014 г.

Претензии неравнодушного наблюдателя

19.02.2014. На часах 03.22.  Я не нахожусь сейчас не на Майдане. Я не подвергаюсь сейчас опасности, как тысячи защитников Майдана. Мне, к сожалению, приходится отслеживать события по ленте новостей Фейсбука и прямым трансляциям нескольких интернет-тv за 700 километров от Киева. И может быть не имею право на высказывания, которые сейчас пытаюсь сформулировать.
Но я несколько дней и ночей в середине декабря провел на Майдане. Общался с людьми, знаком с инфраструктурой и организацией, помогал, чем мог, был участником двух вече. Кроме того, с первых дней еще студенческого Евромайдана и до настоящего времени я слежу  за тем, что происходит в центре столицы, знаю, как это отражается на действиях политиков, что пишут в серьезных СМИ, каковы настроения разных категорий общества. Насколько могу с единомышленниками проявляю активность на уровне Измаила. А еще, я авиационный инженер по образованию, офицер-десантник по опыту, общественник и журналист по призванию. Понятия анализ, планирование, ответственность со мной – по жизни. Всё это даёт мне возможность и право оценивать происходящее достаточно объективно, в комплексе и без эмоций.
Так вот. При всем своём возмущении тупостью, циничностью, хамством Януковича и агрессивностью всех его приспешников я считая, что ответственность за сложившуюся на данный момент ужасающую ситуацию должны разделить и те, кто присвоил себе право называться лидерами оппозиции. Их патологическая увлеченность имитацией борьбы с режимом вместо реальной деятельности по устранению Семьи от престола с формированием огромных масс возмущенных людей никуда не делась. Наоборот, каждый из них попытался воспользоваться протестными настроениями в свою пользу. Они прикрывались правильными словами, провозглашали благородные цели, зажигали народ своей показной решительностью.
Но вирусы шапкозакидательства и самолюбования, склонность к поверхностным оценкам и примитивным шагам не позволили непогрешимой троице понять, что Майдан это не фан-клуб Яценюка, Тягнибока или Кличко, и это не начало президентской предвыборной кампании. Их целью было добиться результата ничего не меняя, быть на слуху без лишних проблем. Стремясь стать первым в рейтинге кандидатов они сошлись на негласном условии: всех, кто умнее и убедительнее, на подиум не пускать, к процессу принятия решений не привлекать, неформатные предложения не поддерживать. Будучи безобидной оппозицией для власти, они опасались всяческих движений в непонятной для себя системе координат: открытость - честность – уважение.
Поэтому, все два с половиной месяца борьбы с Януковичем в качестве лидеров Майдана они подавали людям, собиравшимся на воскресных вече, соус исключительно собственного приготовления: противоречивые лозунги на единое знамя революции, непродуманные тактические задачи, вольные трактовки конечной цели, абсурдные призывы к забастовкам и захватам. Попытки разношерстного, как и все наше общество, но самоорганизованного Майдана включиться в разработку плана действий ограниченным кругом лиц во главе с серым кардиналом всех "повстаннь" Турчиновым просто игнорировались. Вот и получилось, что успехи, если и были, то временные, преимущество, достигаемое неимоверными усилиями, сдавалось взамен эфемерным уступкам власти.
В последние недели лидеры уже открыто подвергались справедливой обструкции со стороны рядовых защитников Майдана, критиковались политологами и журналистами. Показная решительность, наспех придуманные цели не прикрывали кулуарных попыток договориться о благоприятных условиях дальнейшего пребывания в системе. Уличная борьба подменялась судорогами оппозиции в парламенте. Уступки завоеванного с боями оправдывалось свободой задержанных активистов. Нестандартные действия активистов назывались провокациями.  Но все эти недостатки руководством не воспринималось, и тройка, при всей своей сдержанности среди людей, на сцене снова включала начальника.
На все вышесказанное можно закрыть глаза, если бы не произошло кровавого противостояния. Эти, пока 19-20 часов, стали апофеозом беспомощности и безответственности вождей революции. При наличии хорошо организованных и многочисленных сил самообороны Майдана, большой поддержке протестующих, жителей Киева и приезжих активистов они не удосужились всесторонне продумать план «мирного наступу», не смогли четко сформулировать задачу, адекватно оценить угрозу столкновения с силовиками. К блокированию здания Верховной Рады надо было подойти как к военной операции, основные принципы которой: коллегиальность и секретность при выработке решения, скрытность при подготовке, единоначалие при проведении, управляемость структурных подразделений, наличие налаженной системы связи и взаимодействия, разработка запасных вариантов действий в случае неблагоприятного развития ситуации. И обязательно нужно было учесть высокую вероятность применения оружия и провокационных действий сторонних сил.
Но никто из святой троицы не обратился к профессионалам в этой области, которых на Майдане немало. Всё было расписано на колене, объявлено впопыхах, направлено бесконтрольно. Вот и получилось, что силы протестующих, численно превосходящие оцепление правительственного квартала, натолкнулись на жестокий отпор. Неужели лидеры так и не поняли, что за внешним лоском и сдержанностью «гаранта» скрывается кровожадный зверь, глаза которого еще с 2004 года наливаются при одном слове «Майдан». Десятки жертв и сотни пострадавших – результат дилетантского подхода и недальновидности, следствие самоуверенности и закрытости.
Прошло время винить только врагов. Это банально. Для победы надо требовать от своих. Особенно, когда эти «свои» уже с вирусом авторитаризма. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий