Размещаю здесь к вашему вниманию текст интервью, которое я дал газете Измаильского политехнического лицея "КЛЯКСА", последние номера которой, можно найти по ссылке http://www.ipl.net.ua/resursy/klyaksa. Знаю, что в таком виде, учитывая ограниченность площади в газете, интервью вляд-ли будет опубликовано, но я старался давать развернутые ответы на вопросы.
Отмечаю, что читатели газеты – дети, учащиеся лицея, поэтому, и тональность соответствующая. Пожалуйста, читайте :))
В. М. Пейков: «Постарайтесь сделать мир лучше»
– Валерий Михайлович, Вы в своей жизни перепробовали разные интересные профессии. Как это получилось?
– Ну, почему «перепробовал»? Я в разное время достаточно серьезно их осваивал, стараясь быть полезным везде, куда меня забрасывала непредсказуемая судьба. Причиной смены профессий или специальностей были и неожиданные предложения, и осознанный выбор, и изменения под давлением обстоятельств.
Если говорить о 18-ти армейских годах, то кроме учебы в военном училище мне пришлось заниматься организацией обслуживания самолетов в авиационных частях, штабной работой в одном из подразделений аэромобильной дивизии, деятельностью переводчика в миротворческой миссии, учетом мобилизационных ресурсов в военкомате. После увольнения со службы по сокращению штатов на семь лет окунулся в журналистику, и вот уже второй год вникаю в премудрости педагогики.
Хочу сказать, что чем бы я ни занимался, мне было интересно. Все должности, направления и сферы деятельности заставляли учиться, позволяли открывать для себя новое и получать уникальный опыт. В разное время я побывал в семи странах Европы, общался с известными в Украине личностями, был очевидцем знаковых событий.
– Вы говорите, что каждый раз открывали новое. Что открыли для себя, работая в лицее?
– Наверное, то, что преподавать, не так просто, как я думал. Хотя у меня есть опыт управления и воспитания личного состава, но это было в условиях, когда все подчинено жестким требованиям и общей задаче. В лицее, оказалось, надо не столько делиться знаниями или вызывать к ним интерес, сколько формировать в молодых людях внутренний стержень, наставлять на достойное поведение в обществе, учить ставить перед собой цели и прикладывать усилия для их достижения.
– В советское время служить в армии – было в порядке вещей, можно сказать, даже – престижно. Современные же молодые люди избегают службы, ссылаясь на множество причин. Почему это происходит, и как изменить ситуацию?
– Понятие «отношение к армии» тогда и сейчас не сопоставимо. Значение Вооруженных сил для той страны было на порядок выше, чем сегодня. Через всеобщую воинскую обязанность государство не просто призывало на службу для освоения воинской специальности, но и заставляло всех свыкнуться с мыслью, что вокруг агрессивный к советскому строю мир, воспитывало готовность к самопожертвованию.
Украина декларирует добрососедство, поэтому необходимости иметь огромную армию, нет. Это, правда, привело к другой крайности – наши правители в стремлении сэкономить вопрос безопасности необоснованно отодвинули на десятый план. В последние годы можно было отправить на срочную службу не более 10-15% молодых людей. И в число таковых попадают в основном те, кто с желанием идет в армию, например, для приобретения опыта перед работой в правоохранительных органах. Большинству другим сейчас особо даже не приходится опасаться призыва. В их представлении укоренилось мнение, что воинская служба – это потерянное время, которое можно использовать для учебы или, как говорят, зарабатывания денег.
Ситуацию менять не надо. Ее надо просто организационно утвердить. Армия в мирное время должна комплектоваться на контрактной основе. Овладеть современным оружием можно, только настойчиво занимаясь военным делом и имея к этому способности. Солдат – это такая же профессия, как врач, юрист или учитель. Не каждому дано, да и не всем по душе.
– В таком случае, интересно, что в вашей юности повлияло на выбор профессии? И что еще хотели бы освоить в будущем?
– Я родился в селе недалеко от военного аэродрома. С детства окунулся в изучение истории авиации, разбирался во всех типах самолетов. Из-за некоторых отклонений в здоровье мечте летать не суждено было сбыться, поэтому решил стать авиационным инженером. Все самое передовое тогда было в армии, вот и поступил в военное училище, причем со второй попытки, так как конкуренция была огромной.
Пять лет учебы дались непросто. Но главным в итоге было не освоение десятков учебных дисциплин или получение практических навыков. Через работу с техникой нас учили анализировать, выдерживать строгие требования, искать выход из сложных ситуаций, организовывать тот или иной процесс. Все это и сейчас применимо в любом деле, ведь принципы управления и критерии соответствия неизменны, чем бы человек ни занимался.
Освоить, испытать, увидеть много чего хочется. Жизнь – это не то, что было, а то, что есть сейчас. Настоящее должно быть содержательным и интересным.
– На нашем первом уроке «Захист Вiтчизни» Вы упомянули, что служили в Косово. Что Вы чувствовали, находясь там? Каково это – быть в центре событий, о которых говорит весь мир?
– Межнациональный конфликт, разразившийся в конце 90-х годов в этом автономном крае бывшей Югославии, действительно встревожил мир. Более 30 стран направили туда свои армейские подразделения, чтобы разнять противоборствующее стороны. Я попал в Косово в ноябре 1999 года в составе первой ротации украинского миротворческого контингента. Поразило меня там всё! Остро ощущалось напряжение, вызванное гражданской войной. Люди пребывали в постоянном страхе и подозрительности, проявляли агрессию по отношению к представителям другой веры и этнической группы. Везде среди населения военные с оружием, в небе снуют вертолеты, на дорогах блок-посты, бронетранспортеры, колючая проволока, досмотры…
Моей основной задачей было в качестве начальника патруля и переводчика выезжать в отдаленные горные села нашей зоны ответственности, быть в общественных местах, заходить в школы, административные здания, докладывать командованию о настроениях людей. Не раз приходилось улаживать конфликтные ситуации, быть посредником в переговорном процессе, содействовать в организации помощи. Нас приглашали в дома, где мы рассказывали о происходящем вокруг, с нами делились своей информацией. Общение и с сербами, и албанцами на их родных языках вызывало доверие. И те и другие понимали, что мы их защита. К нашим солдатам все относились доброжелательно, что давало результат – мирная жизнь постепенно налаживалась. Хотя этот процесс растянулся на многие годы. В Косово и сегодня несет службу украинский контингент. Так получается, что иностранные военные – это пока единственная гарантия безопасности людей, живущих на той земле. Благоразумие терять нельзя – последствия всегда трагичны и необратимы.
– Валерий Михайлович, у тех, кто не вкусил солдатской жизни, создался стереотип, что все военные – суровые, грубые и чересчур серьёзные люди, в жизни которых мало юмора и веселья. Чтобы его развенчать, вашим контр-аргументом может быть какая ни будь смешная история, либо случай, который произошёл с вами.
– Раннее летнее утро, Болградский военный аэродром, плановые учебные прыжки с парашютом. После долгого ожидания команды подняться на борт вертолета я в составе очередной группы военнослужащих подхожу к последнему месту контроля экипировки. Большинство моих сослуживцев имеют на счету не один десяток, а то и за сотню прыжков. Я, недавно прибывший в новую воинскую часть в звании капитана, готовлюсь совершить – первый.
Мое внутреннее напряжение было связано не столько с предстоящими ощущениями (кстати, обычно, с большей опаской человек идет на второй прыжок, когда уже знает что его ждет), сколько с надеждой, что не будет выявлен факт моего допуска к прыжкам без прохождения полной программы подготовки. Для того, кто, учитывая мою занятость, доверился моей выдержке и способностям, это могло принести неприятности.
И вдруг, заместитель начальника дивизии по воздушно-десантной подготовке, когда я оказался в поле его зрения, с негодованием: «Это что еще такое!», направился ко мне... Опережая его, стоящий сзади меня прапорщик выхватывает свой стропорез (нож из парашютного комплекта), приседает и несколькими резкими движениями срезает с моих новых армейских ботинок лямки с пряжками, которые, как оказалось, являются основной причиной нештатных ситуаций при раскрытии парашюта. С недоумением слышу смех, а потом и всякие остроумия окружающих. Так в считанные секунды я, абсолютно похожий на других (форма, шлем, одинаковое снаряжение) для всех стал «перворазником». К счастью, несоответствие в моей подготовке не было выявлено, и через 10 минут я уже был в воздухе под куполом парашюта.
– Для многих не секрет, что Вы занимаетесь также и политической деятельностью. Расскажите об этом. Каким Вы видите будущее Украины?
– «Политической» – это громко сказано, да и не уместно здесь об этом. А вот общественная деятельность довольно содержательна. Причем и тут самые разные направления. Стараюсь быть полезным в работе нескольких общественных организаций. Со своими единомышленниками из благотворительного фонда «Крепость Измаил» занимаемся благоустройством некоторых незастроенных участков крепости, поддержанием там порядка, привлечением внимания к историческому наследию нашего города. Вместе активистами болгарской общины Святая София мы прилагаем усилия по сохранению языка и национально-культурных традиций бессарабских болгар, контактируем с творческими, научными и предпринимательскими кругами Болгарии. Задействован я и в реализации проектов Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины». Процесс проведения выборов требует контроля со стороны. Кроме того актуальным является информирование граждан об изменениях в законодательстве и их избирательных правах. В период между выборами отслеживаем, как наши местные депутаты выполняют свои обещания, анализируем их деятельность.
Я оптимист, и будущее Украины вижу в позитивном свете. Но сделать ее успешной могут только активные, настойчивые, образованные, патриотично настроенные граждане. Надеюсь, таких – со временем будет все больше.
– За многие годы Вам приходилось общаться с людьми разного статуса и профессий, разных по характеру и воспитанию. Исходя из опыта, какие человеческие качества считаете ценными, а какие не приемлете.
– Да, почти все, чем я занимался или делаю сейчас, является взаимодействием с людьми. При том, что среди окружающих нас каждый человек индивидуален со своими плюсами и минусами, есть ряд качеств, которые дают мне возможность считать его хорошим. Мои критерии условно находятся в трех плоскостях.
Прежде всего, важно то, как человек относится к другим. Отношение должно быть уважительным – как к личности. Ценю в людях искренность, доброжелательность и готовность оказать помощь.
Во-вторых, оценить каждого можно по его отношению к делу, которым он занимается. Здесь приоритеты отдаю ответственности за взятые обязательства, требовательности к себе, настойчивости в достижении цели, способности осваивать новое и внедрять прогрессивное.
Третьим показательным фактором является то, как люди ведут себя в разных ситуациях. Достойны внимания такие качества, как принципиальность, выдержка, инициативность, разумный подход в решении проблем.
Если говорить о том, что не приемлю, тут, наверное, нет ничего оригинального. Осуждаю отсутствие моральных принципов, стремление искать выгоду за счет других. Если могу, пресекаю хамство. Не терплю цинизм и двойные стандарты.
– Хотелось бы узнать ещё об интересах. Чем Валерий Михайлович увлекается?
– Все, чем я живу под классическое понятие «увлечение» вряд ли относится. Стараюсь придерживаться здорового образа жизни с регулярными физическими нагрузками. Всегда был азартным любителем футбола. Разнообразная, гармоничная, в хорошем исполнении музыка является фоном при любой работе. Журналистика тоже стала неотъемлемой составляющей. Пишу, даже если нет возможности это опубликовать. Веду свой блог, и там высказываюсь по всем волнующим меня темам. И «Facebook», где у меня более трехсот друзей (в том числе и лицеистов), дает возможность быть всегда в курсе самого важного.
– Ну, и в завершение, как это принято в лицее, пожелайте что-нибудь нашим читателям.
– Всем, чей жизненный этап сейчас относится к поре детства и юности, желаю взять для себя максимум из того, чем делятся сейчас с вами родители и учителя. Пусть каждый найдет то направление, то дело, которое станет приносить вам удовлетворение, а другим пользу. Не будьте равнодушными к происходящему вокруг. И если вам кажется, что этот мир не совершенен, постарайтесь сделать его лучше.
Интервью взял Алексей Шаповалов, 11-А класс.
Комментариев нет:
Отправить комментарий